Отечественному госаппарату не хватает систем менеджмента качества.

Отсутствие реального экономического роста в стране вызывает длительные дискуссии об эффективности работы российского правительства. Между тем многие проблемы могут быть решены, если деятельность правительства и других органов государственной власти будет законодательно строиться по международным стандартам управления. 

Причины практически всех наших проблем - в низкой эффективности процесса управления. Причем это происходит на всех уровнях - от рабочего звена до государства. Нет выработанной годами системы и, если хотите, культуры управления. Нет заданных стандартов, которые определяют рамки управления, в которых даже человек со средними способностями может достаточно эффективно управлять процессом.

В конце 90-х годов в правительстве России была принята линия на повышение конкурентоспособности и эффективности управления путем внедрения систем менеджмента качества (СМК) по международным стандартам (МС) ИСО серии 9000 в практику работы российских предприятий. В кратчайшие сроки было создано более 60 (!) органов по сертификации СМК при Госстандарте. Это при том, что во всем мире таких известных органов всего несколько: Бюро Веритас, Регистр Ллойда, ТЮФ, SGS и еще один-два. 

Огромное количество органов по сертификации, естественно, создало превышение предложения над спросом. Соответственно качество разработок резко пошло вниз. Поэтому требования к системам были резко снижены. Персонал многих предприятий, получивших сертификаты Госстандарта, имеет смутное представление о том, что такое система менеджмента качества по МС ИСО 9001:2000.

В итоге сейчас топ-менеджеры предприятий России высказывают мнение, что система менеджмента качества ничего не дает. Во всем мире - в Японии, США, Германии и других странах - СМК дает колоссальный взрывной эффект повышения эффективности работы предприятий, а в России не дает ничего. Парадокс!

Настоящая система менеджмента качества, созданная по МС ИСО 9001:2000, предполагает внедрение восьми принципов качества в практику работы предприятий. Что это за принципы?

"Ориентация на потребителя" означает, что работа организации строится исходя из признания зависимости от потребителей, на основе анализа текущих и будущих их потребностей.

"Лидерство руководителя" означает стремление руководителя к неформальному лидерству, своей деятельностью руководитель должен демонстрировать приверженность к эффективности.

"Вовлечение работников" всех уровней в решение проблем организации. Должна быть создана система мотивации для поощрения инициативы и активности работников. 

"Процессный подход" предполагает подход к управлению деятельностью и соответствующими ресурсами как к процессу. Под процессами при этом понимаются не только технологические переделы, но и передача и анализ информации, принятие решений.

"Системный подход к менеджменту" означает, что процессы объединяются в систему и организуются для достижения целей.

"Постоянные улучшения" являются необходимым элементом поддержания конкурентоспособности организации, который направлен на улучшение качества продукции, взаимодействия.

"Принятие решений на основе фактов" подразумевает устранение неопределенности и неточности в процессе принятия решений.

"Взаимовыгодные отношения с поставщиками" позволяют произвести отбор оптимальных поставщиков и установить баланс отношений для повышения эффективности и качества закупок.

Россия готовится к вступлению в ВТО. Для предприятия работающая и эффективная СМК, сертифицированная в известном международном органе, - это пропуск в ВТО. Все ведущие предприятия мира имеют СМК. Это их конкурентное преимущество, это способ обретения доверия к их продукции со стороны потребителей. Более того, сейчас в мире происходит внедрение этих систем в работу государственных органов.

Очевидно, что и для России такой подход сейчас был бы чрезвычайно продуктивным. Подход, при котором правительство России и другие госорганы строили бы свою работу на основе идеологии МС ИСО 9001:2000. После создания СМК следует провести их сертификацию, причем не в Госстандарте, а в известном международном органе. Это будет и гарантия качества системы, и гарантия ее прозрачности, и гарантия доверия со стороны инвесторов для России.

Перечисленные выше принципы станут основой деятельности. Для правительства, к примеру, главным потребителем будет Народ, и "ориентация на потребителя" будет ориентацией на нужды Народа. Только потребитель, как на рынке, должен иметь свободу выбора. Он должен уметь оценить предоставляемые ему поставщиком услуги и иметь возможность "купить" их или отказаться от них. Отказаться - значит выразить недоверие и выбрать другого поставщика. И так по всем остальным принципам.

Это будет уникальный ход, укладывающийся в чисто российский путь. Все начинать с головы. Когда голова поймет, как нужно строить процесс управления, она начнет транслировать эти требования вниз по пирамиде власти на своих подопечных. И тогда заработают системы на предприятиях, заработает промышленность, поднимется экономика, будет удваиваться и, может быть, даже утраиваться ВВП.

Николай Жданкин, доктор технических наук, член-корреспондент РАЕН (Известия, 2003, № 112 от 30.06.2003).

Задать вопрос

Отправить сообщение

* обязательно для заполнения!